В последнее время очень много говорится о необходимости катехизации, о том, как она должна проходить, высказывается опасение, что катехизация россиян перед крещением будет саботироваться на местах, несмотря на то, что о проведении обязательных огласительных бесед настоятели приходов будут докладывать епархиальному начальству, оно же, в свою очередь, будет отчитываться перед Московской Патриархией. На деле же все будет продолжаться по старинке, как в те незапамятные времена, когда граждане Советской страны толпами шли принимать святое крещение, тем самым поправляя бюджет сельских и городских храмов, а на элементарный вопрос: "В какого Бога мы веруем?", новоиспеченные христиане будут испытывать затруднение ответить. На фоне этого получило развитие скандальное отстранение протоиерея Геннадия Фаста от занимаемой им должности председателя епархиального Отдела религиозного образования и катехизации, должности благочинного Енисейского церковного округа и с должности настоятеля Успенского храма, после двадцати семи лет настоятельства. Поводом для такой меры послужило, как объяснил архиепископ Красноярский Антоний, то, что он- де, владыка, с ужасом узнал о его, протоиерея Геннадия, предписании о категорическом запрете крестить взрослого человека или младенца, если он не прошел определенный курс катехизации.
Четыре года назад был подписан акт о каноническом единстве двух ветвей русского православия- РПЦ МП и РПЦЗ. Были сняты все заградительные щиты и подняты все запрещающие шлагбаумы на пути молитвенного общения как мирян, так и духовенства, священство параллельных приходов МП и РПЦЗ стало участвовать в совместных богослужениях, святыни русского зарубежья стали посещать российские епархии и приходы, стали проводиться даже совместные епархиальные съезды нескольких, параллельно сосуществующих, епархий, на которых решаются сообща все те же вопросы катехизации, особенностей таинств Крещения и Венчания и др. Но на деле прежние проблемы остались, хотя Русская Зарубежная Церковь имеет немалый опыт проведения огласительных бесед для тех, кто решил креститься в Православии. Как же осуществляется катехизация в РПЦЗ?
Сначала, как всегда, бывает слово. Произнесенное или в храме, или в телефонном разговоре, когда взволнованный человек узнает, что его собеседник- священник не кто иной, как его соотечественник, к тому же русскоговорящий. Это открытие так его радует, что он в запале радости тут же заявляет: "Я хочу креститься в вашем приходе!" Вот так просто, хочу- и все! Оказывается, этот доброволец живет в вашем же городе, не посещал храма, в лучшем случае, лет десять- пятнадцать, в худшем же случае не имеет совершенно никакого понятия ни о Символе Веры, ни о молитве "Отче наш", никогда не открывал книгу Нового Завета и, что самое странное, никогда не пересекал порог православного храма или же "однажды, когда крестили сестру, сына, племянницу" и т.п. Разговор между изъявившим желание креститься и священником может быть таким, как напечатано на странице одного из европейских приходов РПЦЗ:
Вопрос: "Вы крестите?"
Ответ: "Да!"
Вопрос: "Сколько стоит Крещение?"
Ответ: "Нисколько. Это Таинство, его происхождение божественное, установленное Господом Иисусом Христом (Мф 28:19), Который заповедал нам также: "даром получили, даром давайте. (Мф 10:8). Но вы можете, если пожелаете, поддержать наш приход добровольным пожертвованием, так как источник дохода у нас только от пожертвований христиан.
Вопрос: "Что для этого нужно?"
Ответ: "Пройти трехчасовой курс катехизации крещающимся взрослым или крестным родителям крещаемых детей, т.е. ознакомиться с основами православной веры (это можно сделать и самостоятельно, по ссылке: http://azbyka.ru/dictionary/10/drozdov_katehizis_1g_01_all.shtml ,на момент крещения желательно посещать наш приход от трех месяцев до полугода (для взрослых крещающихся), выбрать крестного отца (мальчику) или мать (девочке) из числа православных христиан.
Вопрос: "Православных- значит крещенных в православии и носящих нательный крестик?"
Ответ: "Нет, желательно тех, кто регулярно посещает богослужения (возможно и другого православного прихода, это будет легко установить, сделав запрос), исповедается и причащается, не допускает добровольных пропусков воскресного богослужения более двух раз (по древним уставам Церкви, кто не был на Воскресном богослужении три раза подряд, лишался общения). Если же крестные родители вашего ребенка не воцерковлены, т.е. не посещают никакой храм, катехизация тем более необходима (беседы могут проводиться в храме и по телефону: ***** ******).
Вопрос: "Нам очень трудно будет найти подходящую кандидатуру, среди нашего окружения таких людей нет, у нас же самих нет навыка посещать богослужения.
Ответ: "Так давайте положим благое начало вашему спасению, добро пожаловать в семью! Приходите и приводите Ваших друзей: "Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов,- и получите дар Святого Духа" (Деян 2:38)
Вам это требование покажется чересчур жестким? А как же слова Господа нашего Иисуса Христа: " 28:19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века"? Как может пребывать Господь с теми, кто Его Слово не соблюдает? Как соблюдать, не будучи наученными?
Не все решаются на такой отчаянный поступок, на который способны лишь прихожане храмов- посещать приход до полугода. Причины "покреститься" просты- условие какой- нибудь "народной целительницы" или "не везет мне в жизни". А тут такие требования! На такие жертвы наш человек не способен. И вот, уходит, опечалившись, как тот евангельский юноша. А куда уходит? Все просто, уходит в "параллельный мир", как выражается один из священников РПЦЗ- обращается в один из приходов МП и там его, дорогого, особенно не напрягают с тем, чтобы до полугода посещать богослужения. И все довольны- священник РПЦЗ, что само собою "отсеялось" ненужное, священник МП, что получил доход от крещения и сам крещаемый, которому весьма без разницы, "а как необходимо на самом деле". В церковь больше он не придет, успокоенный тем, что получил мистическую силу свыше.
Вас, наверно, очень занимает сейчас один вопрос: все ли священники РПЦЗ крестят через предварительное оглашение? Увы, не все. За редким исключением, пополнившие ряды РПЦЗ из бывших священников Московской Патриархии, крестят без предварительной катехизации. Но таких в зарубежной Церкви, к счастью, мало. На девять "доморощенных" едва ли найдется один приезжий, унаследовавший привычки своего пребывания в лоне Матери- Церкви. К тому же, соседство приходов МП значительно упрощает "потуги" рождения в вере единоплеменников, хотя от этого уже никому не легче.
А как быть священнику, который едва ли не каждый день сталкивается с проблемой приходского и, своего собственного, безденежья? На моей памяти лучше всех высказался один из участников форума одного весьма ангажированного портала, судя по высказываниям, проживающий в России: "Как вы представляете себе, какими должны быть отношения "захожанина" с храмом, в который он зашел по случаю своей нужды в чем-либо "церковном" - а отнюдь не по вере? И вообще - как правильно строить жизнь на приходе и отношения как внутри так и вовне? Никого не шокирует, например, требование родителей к взрослым детям приносить и отдавать в семью часть денег из заработка. Однако, прихожане свой приход семьей не считают, и не считают себя обязанными что-то делать или приносить в храм добровольно. А вот расплатиться за услуги - с дорогой душой. И как быть попу, у которого ежедневно служба и семья на шее - ждать, когда у "человеков нового типа" совесть проснется? Да никогда. Я двадцать лет ждал, да так и не дождался."
Эти слова простого иерея полны горечи и должны стучаться своей настойчивостью в сердца и приемные наших уважаемых архиереев. Еще протоиерей Сергий Булгаков писал о необходимости защитить бедное сельское духовенство созданием на епархиальном уровне касс взаимопомощи богатыми городскими приходами- бедным сельским, но воз, как говорится, и ныне там...
Справедливости ради считаю своевременным отметить, что священники зарубежья, в основном, среди недели работают в светских организациях, трудятся на предприятиях и получают денежное вознаграждение от работодателя. Разумеется, заинтересованность вознаграждения за исполненную требу в таких случаях уходит на второй план. Бедные же их российские собратья и их семьи лишаются, порой, самого необходимого и влачат нищенское существование, к тому же обязаны, несмотря на бедность, исправно платить денежные взносы на содержание епархии, которая им и их прихожанам представляется этакой бездушной чиновничьей махиной, механизмом, к которому применимы евангельские слова: "вземлеши, егоже не положил еси, и жнеши, егоже не сеял еси". (Лк 19:21)
Таким образом, успех катехизации напрямую зависит от таких простых и, на первый взгляд, понятных вещей, как материальная защищенность священника и его семьи, но наши уважаемые иерархи не готовы защитить своего солдата, заложника ситуации. Куда приятнее сигнализировать в Патриархию о мнимых успехах катехизации на местах. Напоминает такие печально известные лозунги советской давности, как "коллективизация любой ценой".
Очень надеюсь, что наши уважаемые иерархи, лицезрея обилие угощений на трапезе в честь какого- либо епархиального торжества, заметят когда- нибудь бедного иерея Лазаря, уминающего за обе щеки изысканные снеди со стола господ. Потому что, если такого спросить о причине необычайной прожорливости, бедный батюшка, покраснев, признается, что "давно, уже очень давно так сытно не обедал". А если он окажется более смелым, чем даже я предполагал, попросит немного еды завернуть для матушки и детей, ожидающих его снаружи.
Захар Зинзивер,
Германия
Божий я человек, православный. Откуда я- там меня уже нет, где я сейчас- все видят, где буду после- один Бог знает. e-mail автора:sinsiwer@rambler.ru
Прочитано 4062 раза. Голосов 2. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
А не ошибаетесь ли Вы за "бедного Лазаря"?
Живя в России, и видя другое своими глазами, как-то трудно вериться Вашим словам. Русская патриархия, по моему, уже давно подвизается за счёт щедрых пожертвований состоятельных людей, не жалеющих средств на Богоугодное дело.
И поток средств не уменьшается , а скорее увеличивается с каждым годом.
Именно поэтому уже восстановлены почти все разрушенные храмы России и строятся новые. Вопрос в другом: - Кому править службу? Мало священства. Нет преемственности - фактически отсутствует Старчество - вот вопросы -вопросов, а Вы про "Лазаря"... И кто сказал что "Лазарь" бедный... - откуда Вы это взяли?
В гости бы Вас что ли пригласить - сами бы посмотрели и поговорили с "бедными Лазарями". Они работяги - это да, и достаётся им будь здоров - но за счёт того богаты, и материально и духовно, чего и всем желаю. Аминь. Комментарий автора: Спасибо, Михаил, за Ваше посещение.
Я не ошибаюсь, увы... Один из сюжетов моей автобиографии вы можете прочитать в рассказе "Обманщик или берегись автомобиля", еще в "Ангел мой" и между строк в "Батюшка и Петя". Про духовное богатство не спорю: делатель достоин награды своей, а вот про материальное- лучше я промолчу. Есть еще дорога за моею спиною длиной в три епархии (по своей воле), три прихода из пяти(не по своей воле) и ни одного запрещения по Божьей Воле и Милости.
Есть священники Лазари. Выберите один из воскресных дней и поезжайте- ка в дальнее село, где храм из приспособленного помещения построен, увидите сами.
За пожелание еще раз благодарю!
ученик
2011-09-14 10:27:13
Простите, Христа ради, за излишнюю резкость моих слов - ревность и обида взыграла. И,Вы правы - подальше от Москвы - в деревнях язычество и пьянство - повальная безнадёга. Но, есть и позитив - деревня меняется уже, и есть надежда что будет лучше. Конечно - к крупным городам поближе изменения яственней и конкретней, а вот в глубинке - эт да... вымирают. Но невозможно вспахать большое поле за одну ночь - нужно время, а вот какое время - один Бог и знает. Повернуть мозги к Богу бывших рабов, воров, пьяниц и язычников, хоть и кресты носящих - дело архитрудное, но дело идёт. Трудно - но, идёт, и есть надежда.
Не зря Господь разрешил нам восстановить, нами же разрушенные храмы,
Надежда - есть! Помогай Вам Господь в трудах Ваших и доброго здоровья. С поклоном, Михаил.
Проза : Забытые Двери - Fylhbfyjd Gfdtk Не совсем в формат сайта.История создания такова 6долго и упорно пытался пробить рубрику "Мегаполис в печатном издании,на Родине не приняли,просил случайных знакомых передать в издания их города,но ответа не поступало,пробивался через коммерческие издания ,отчего приходилось работать сутки через день,недавно послал в листудию "Белкин " с нижеследующей исповедью:
Исповедь Фореста Гампа
Повторю телефон Димы. Не знаю настолько уж он знаменит вм вашем
> ВУЗе ,сколь себя обрисовывает...89272864201.Познакомились мы так:
> работал на заводе ,сходил с ума от первой поздней любви (в
> 22!!!года),писал на станке безграмотные стихи и брал дни в счёт отпуска для поездок на историческую Родину. Услышал ,что некто Дима Першин устраивает вечер памяти
> поэта-земляка Седова. У Александра Палыча Седова трагическая
> судьба-выкормыш А Н Калашникова ,будучи актёром ,он много колесил по
> стране ,потом оказался на Родине ,спился ,опустился до ДД на базарном
> радио ,к 40 ни семьи ,ни кола ,ни двора ,накушался таблеток ,опочил ,
> горя не выдержала старуха -мать ,выносили 2 гроба .Известности поэта
> он не сыскал и после смерти ,вспоминают лишь кучка людей. Я долго
> искал сборник этого автора ,удалось купить брачок в
> типографии. Читая ,плакал :я нал уже какие эмоции порождают подобные
> строки. Потом узнаю ,Дима устраивает литобъеденение . Сходил, не
> привычный к подобному ,чувствовал себя не в своей тарелке: какие -то
> старики обсуждают стихи о УХЕ ИЗ КОТА .Дима предложил поступать в
> Литературный ,разбередив старые раны – ведь мечтал об этом с д\с . А тут у меня начались домашние
> проблемы ,больницы. За это время сей литсоюз распался. Одного старика
> муж сей пихал в местный журнал ,со мной занимался по субботам ,пихая в
> Литературный. Группу инв-ти я не получил -не было взяток ,устроиться
> со справкой на лёгкий труд -нереально ,первая любовь не и без моей помощи поступила в медучилище и вышла замуж ,а я оказался в Церкви, где один священник посулил помощь в получении образования. В это время
> он поминал Бикмуллина (мужик пахал на мебельном комбинате ,после
> смерти выяснилось, что -академик. Вроде ,его труд защитили как
> диссертацию ,а потом издали книгой под чужим именем, вроде выпивал от
> этого, а потом сердце не выдержало.)На этом вечере познакомился с
> Лёшей Куприяновым -я давно предлагал Диме пообщаться с ним, но тот
> орал, что рабочие- быдло, мордовский эпос в зачаточном
> состоянии, православные –лукавые ,а в самиздате 90х все
> графоманы ,а я –эгоист ,фаталист и интроверт. Мнение ,что написание некрологов коммерчески выгодно меня
> коробило Раз так достал, что я читаю ненужную литературу, что я
> приволок ему кипу своих книг- Золю, Бальзака и Стельмаха "Думу о
> тебе",после чего он стал их читать. А меня познакомил С
> произведениями Саши Соколова И вот Дима, обозначающий меня
> эгоистом, интровертом ,шизофреником, достоевским и прочая заявляется ,в
> Храм, выдёргивает меня во время службы из Алтаря ,обозначает
> мракобесом, упрямым мордвином ,пугает депрессией, что Церковь меня испортит, там всех пугают адом придирается к
> обуви. потом заявляется через 3дня с думой, что мне надо в
> семинарию. Потом в день когда мне надо было уже быть в Литературном
> через общую знакомую интересовался моей судьбой .НО то что он
> отправил оказалось не добирающем положенного объёма, а он любил в моих
> строках выдёргивать любые зачатки духовного. Я заработал, послал то что сам
> хочу и как хочу -и прошёл...Тут умер священник ,отчего я не поехал в Москву после вызова из Литературного. У гроба его мы встретились с Димой , тогда ещё с косичкой. Я не поехал и после второго вызова –всё надеялся, не смотря на отсутствие возможностей ,сперва чего –то достичь. Потом мы не виделись. я полностью был в
> ауре православия -и то было самым лучшим временем моей жизни. Видел
> его редко и случайно, знал что в музыкалке ставит голос, раскручивает
> свою группу .У мызшколы советовал о снятии полдома у старухе в Пензе и устроиться педагогом ,а ещё искренне радовался,что я не испорчен Церковью .А я уже побывал в Монастыре,где не получил благословения на творчество,пытался уйти из Церкви и написал психологическую работу (www.serbin1.narod.ru ),кою, не смотря на заверения препода никуда до сих пор не пристроил, ибо это считается неугодным Богу. Раз пересёкся с ним на квартире его мамы, где он жил
> после нового развода ,он вспоминал мою обувь, из-за которой на меня не
> посмотрят девушки. Знал бы как смотрели когда в дедовых обносках
> ходил до 20 лет...Дима продолжал ставить театральные зрелища ,на которые я не ходил, т. к. чувствую себя в подобной атмосфере не в своей тарелке. А потом окончательно ушёл из Церкви ,т .к. там пытались склонить на свою сторону ,а я не хотел отрекаться от творчества. Дальше я болтался по городу. Тут предложили это место
> корреспондента , хотелось заявит о нём ,встретились Он позвонил в
> редакцию и наорал в трубку .Рассказывал о первых шагах в инете, звал
> с собой. Написанную статью он привычно потерял, написал новую .Многим
> людям рекомендовал его, да весь литгород тащил за свой счёт в сеть .Но
> у Димы ежедневно меняется мнение .Он ничего не помнит -2жена как -то
> его стабилизировала ,а сейчас некому. Ходил я каждый день в этот
> салон и рассказывал адресатам, какие проблемы не позволяют переслать
> Диме свои вирши .А б\п он и не будет. Он восстанавливал литклуб
> ,скачивал материалы ,находил идеи -он терял и забывал Пошёл потом на
> мойку .Надеясь, что пробью рубрики о таких Димах в молодёжках и буду получать гонорары
,да их порадую ,Дим этих.. После Церкви я ,вообще, долго болтался по низко оплачиваемым работёнкам ,на которые не каждый и пойдёт. Иногда я не мог даже содержать майл , не раз закрывал ящик и пользовался обычной почтой. Зряплата когда не дотягивала и до 1- 2 тысяч рублей, сшибал в Церкви, но тупо тратился на сеть ,пытаясь выйти на диаспору афророссиян и самиздатчиков 90х,что разбегались от меня как от бабайки дети. Нередко меня убеждали, что мои попытки чего –то достичь нереальны ,а я продолжал идти вперёд. Так однажды я узнал о Иноке Всеволоде и долго надеялся, что он поможет пробиться в творчестве ,что ,конечно же ,не кормит ,а разоряет, особенно когда комп недоступнее летающей тарелки. Зашивался ,звонил ему чуть не каждый день, просил передать фото
> для оформления наборщикам, не пришёл ,в салоне подготовил папку, где
> разжевал куда и что ,не пришёл .»З.Двери» вышли на Кружевах
> -предъявил ,что ничего не показывал Потом издал уже без оформления в
> Крае Городов, отнёс его маме экз ,он его потерял. После мойки оказался в Пту,выходило меньше поди даже500 в месяц .В это время переписывался с одной девчонкой ,долго и подробно. И даже пригласил в Дивеево. Но она видела это смешным и глупым, обозначала меня наивным, эгоистом, говорила ,что использую людей и что она – не цветочек аленький и согласна пойти официанткой в ночной клуб, чтоб быть честнее. Но она ,не подозревая, вернула меня в Храм, откуда я ушёл и как прихожанин. Потом, ковыряясь в церковной грядке ,я встречу девушку, что из- за проблем с трудоустройством долго отирается при Храме за паёк. Мне она западёт душевными качествами .Однажды мы долго будем стоять в подъезде, она будет рассказывать скольких ухожёров отшила ,т. к. мечтает стать монахиней, и лишь тогда я пойму насколько смешно и глупо выглядел в переписке ,которую прекратил, кстати, пытаясь в очередной раз вернуться в духовное русло. Потом стал видеть его, Диму,
> в Храме ,где он говорил ,что...в следующей жизни будет монахом. Появление его, почти лысого, спустя года три, для меня было неожиданностью. Я попросил его сканировать фото свои для Белкина, он как всегда пообещал ,потом забыл и не захотел оформлять мой текст. Так что – на прямую к нему .Просил
> оформление послать Вам, проигнорировал ,в воскресение поцапались ,а в
> понедельник подобрал меня к себе поговорить. Учил жизни ,не давал договорить ,привычно не мог выслушать ,а я был, не смотря на хроническую трезвенность ,впервые и, надеюсь , в последний раз выпимши и мне было херово –одна девчонка брала для своего сайта мои рукописи ,а теперь из не найду
> и сватал какую-то пухленькую массажистку, а у меня ,стоит увидеть на ульце ту первую любовь по –прежнему предательски ёкает сердечко ,да и согласен остаться один или привезти с отцовой деревни девчонку из неблагополучной семьи, лишь бы за писанину не стучала сковородкой по башке. Журил что я никогда не буду классиком и сам не знаю чего хочу ,что не пишу в местную
> прессу ,где за месяц дают 700 рублей. Но это не мой уровень ,и я вырос из этих штанов